Председатель Общественного совета федерального партийного проекта «Локомотивы роста», вице-председатель Мирового энергетического совета (МИРЭС) – Олег Бударгин о целях и задачах технологического и экономического развития России, поставленных Президентом в ежегодном Послании Федеральному собранию РФ.

В своем ежегодном Послании к Федеральному собранию Президент Владимир Путин не только конкретизировал положение различных сфер жизни общества и контуры российской экономики, он обозначил задачи для страны, для всего мира на ближайшие десятилетия. И планка выполнения поставленных целей высока. Но невыполнимых задач нет. Тем более, для такой страны, как Россия. Сегодня мы обладаем не только высокотехнологичной и ресурсной базой для выполнения поставленных целей, самый важный ресурс – люди: это — высококвалифицированные специалисты, это — волонтеры и наша инициативная молодежь, это — высочайшего уровня педагоги, способные воспитать и обучить будущих профессионалов своего дела.

Россия – сильнейшая инженерная держава, наша техническая школа по праву считается одной из лучших в мире, наши ученые и профессионалы не раз это доказывали. Сегодня мы стоим на пороге очередного технологического цикла. И именно нам нужно определить – какую роль будет играть Россия в новом мироустройстве. Страна обладает значительным технологическим заделом. Главное – правильное и эффективное его использование. Мы приступаем к исполнению поручений Президента в области развития отечественных технологий. Исполнение поставленных задач позволит решить, в том числе, вопросы экономического и социального спектра. Одним из действенных инструментов для реализации нашей программы, программы Президента, является создание и укрепление связки-треугольника основных участников экономического и технологического роста России: НАУКА-ОБРАЗОВАНИЕ-ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Именно благодаря действующим связям между этими кластерами будет достигнут колоссальный синергетический эффект, необходимый для нового образа жизни человека, для человека будущего, для сильной России.

После развала Советского Союза, в 90-е годы, горизонтальные связи были разрушены, мы получили собственников отдельных предприятий, а наука и образование остались под руководством государства, но было нарушено взаимодействие с реальным сектором экономики. Сейчас важнейшая задача для развития государства – восстановить эти связи. На сегодняшний день у нас уже есть договоренности с Российской академией наук, ведь именно с научных открытий и разработок начинаются новые проекты и производства. Будь то проекты в области технологий или новые программы в сфере подготовки кадров и специалистов, педагогов. Академия наук должна участвовать в развитии регионов, в развитии всех отраслей экономики. А наша задача, задача государственной власти – обеспечить синхронизацию внедрения инновационных технологий, разработанных в стенах Академии в реальное производство. Мы, совместно с научным потенциалом Академии, образовательным кластером и производствами реального сектора экономики, должны работать как единый механизм.

Считаю, что своевременно, ровно год назад, было принято решение Бюро Высшего совета партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» о создании Рабочих групп по подготовке докладов об образе будущего России, а также, в декабре 2017 года — о модернизации федерального проекта «Локомотивы роста». Решения Партии идут в векторе развития страны.

Вызовы нового технологического цикла, новая информационная реальность диктуют нам новые правила игры, новые условия. В первую очередь, необходимо обновление технического парка в соответствии с самыми передовыми технологиями. Товары и продукция, произведенные в нашей стране должны быть конкурентными на всех мировых рынках, мы должны быть лидерами в мировых цепочках распределения добавленной стоимости.

Но просто технологического перевооружения недостаточно. Его не произвести без научных открытий и образования, без кадров, которые должны обладать необходимыми компетенциями для работы в новом формате экономики. Отмечу, что важно, чтобы молодые специалисты имели практикоориентированное образование, желательно, с опытом работы на предприятии, где они хотят работать. Кроме того, в рамках и среднего, и высшего образования важно выстроить эффективную систему профориентации. Эти инициативы содержатся и в основных инициативах проекта «Локомотивы роста», и именно эти идеи наставничества со стороны компаний, связь школы и университета содержатся в приоритетных задачах, поставленных Президентом в сфере развития российского образования.

Однако сегодня уже становится недостаточным обучение и подготовка только молодых специалистов. Мы должны произвести всероссийский всеобуч тех специалистов, которые сейчас уже работают на предприятии. Это решит и проблему подготовки кадров, и снизит возможность возникновения конфликтов между поколениями. Сегодня часто говорится о повышении производительности труда, но это повышение производительности труда, за счет информатизации и роботизации процессов, часто ведет к сокращению рабочих мест. С такой проблемой, например, часто сталкиваются наши крупные государственные корпорации. Сотрудники, чей опыт и отдача на благо государства не должны быть брошены. Мы должны переобучить их и создать для них новые высокотехнологичные рабочие места. Это наша задача, задача масштабного всероссийского всеобуча.

Еще раз подчеркну, что недостаточно пройти обучение один раз в жизни, необходимо постоянное сопровождение кадров. Переход от одного технологического цикла к другому, обновление технологических процессов происходит очень быстро, примерно, на протяжении трудового стажа одного поколения. Чтобы идти в ногу со временем, с развитием технологий, человеку необходимо постоянно обучаться, специалистам необходимо приобретать новые компетенции. А лучшие специалисты практики должны быть включены в образовательный процесс в качестве преподавателей, должны делиться своими компетенциями. Отмечу, что об этой инициативе говорил Президент во время ежегодного Послания Федеральному собранию, необходимо создавать целые центры для переподготовки специалистов и для повышения их квалификации.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что наша деятельность во многом соответствует задачам, поставленным Президентом в его Указе о стратегии научно — технологического развития Российской Федерации. Не базируясь на передовых научных достижениях, нам не занять лидирующие места. Сейчас перед нами стоит задача не только сфокусировать свое внимание на ведущих отраслях, но также необходимо спрогнозировать возможные векторы развития других передовых отраслей, которые в скором будущем станут лидерами экономики, и направить наши научные изыскания в эти области. Обратим внимание на схему мирового рынка. Если раньше лидирующее место по капитализации занимали сырьевые компании, то сегодня в лидерах — высокотехнологичные компании. Совместно с Академией наук мы должны сделать прогноз, – какие отрасли в будущем будут перспективны. Сегодня, например, наиболее популярными и передовыми становятся биоинженерия, искусственный интеллект, суперпроводимость. Для занятия лидирующих позиций в мире нам необходимо сосредоточиться именно на таких, ведущих и инновационных отраслях развития. У нас сегодня есть необходимые элементы для того, чтобы наша страна участвовала в мировом распределении ресурсов – это и обширная территория России, и полезные ископаемые, и лучший опыт подготовки инженерных специальностей.

Теперь, раз разговор зашел о возможных технологиях, благодаря которым наша страна станет мировым лидером, хотел бы особое внимание заострить на развитии станкостроения. Нам необходимо восстановить эту отрасль, в соответствии с последними требованиями, для повышения производительности труда, для ускорения процессов. А оптимизация, происходящая за счет роботизации и информатизации производств позволит перенаправить высвободившиеся квалифицированные рабочие кадры на созданные для них новые перспективные заводы. То есть мы будем увеличивать и материально-техническую базу, и создавать новые точки роста экономики страны.

Кроме того, важно создавать не только новые производства, но и новые научные и исследовательские центры, это должно решить не только вопросы развития научного и производственного потенциала страны, но и позволит реанимировать региональные экономики. Отмечу, что в XXI веке уже не достаточно создавать узкоспециализированные проекты. В век цифровых и информационных процессов у нас есть все ресурсы для развития междисциплинарных связей между производствами, между научными центрами.

Очень важно учитывать качественные преимущества каждого из регионов, один регион богат нефтью и газом, другой – своими университетами. В некоторых регионах уже эффективно начал работать принцип треугольника — НАУКА-ОБРАЗОВАНИЕ-ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Отмечу такие регионы-лидеры, как Новосибирская, Свердловская области, город Санкт-Петербург, Республика Татарстан. На территории этих регионов построены высокотехнологичные по оснащению научные центры, а производства, расположенные в этих регионах обеспечивают высокий процент дохода не только регионального бюджета, но и федерального. Каждый регион обладает своим преимуществом, своими уникальными ресурсами и потенциалом. Именно этот потенциал мы должны использовать для эффективного регионального планирования и управления, для построения сильной экономики всей страны.

Мы никогда не должны забывать – ради чего мы решаем задачи и добиваемся поставленных Президентом целей. Мы это делаем ради благосостояния каждого гражданина, каждого человека. В нашей стране человек должен жить хорошо. Поэтому, для работы в нашем проекте, мы предлагаем принять участие и представителям других сфер деятельности для взаимодействия в смежных областях, направлениях. Например, много пересечений мы видим с такими отраслями, как: образование, здравоохранение, экология, сельское хозяйство. И наш проект, объединяющий в себе передовые технологические компании, отрасли производства и новейшие технологии, должен стать важным партнером для других отраслей и проектов. Граждане должны жить в благоприятной среде, получать качественные продукты питания, а здравоохранение и образование должны быть доступными. Все это – показатели высокого качества жизни, которого мы можем добиться лишь сообща, где государство играет важную роль.