В августе текущего года в ходе рабочей поездки депутата Госдумы, координатора федерального проекта «Локомотивы роста» партии «Единая Россия» Дениса КРАВЧЕНКО во Владивостоке был  официально открыт окружной проектный офис. О том, что уже удалось сделать и планах на будущий год — в интервью с координатором федерального проекта «Локомотивы роста» в Дальневосточном федеральном округе, председателем Думы города Владивостока Андреем БРИК и депутатом Думы города, координатором проекта «Локомотивы роста» во Владивостоке Виктором АБЛАПОВЫМ.

— Андрей Петрович, какие экономические точки роста вы бы отметили в дальневосточном регионе, какие практики в связи с этим можно выделить и как в целом организуется работа федерального партийного проекта «Единой России», направленного, в том числе, на выстраивание конструктивного диалога с промышленниками и предпринимателями российского Дальнего Востока?

— С открытием в рамках рабочей поездки в Приморье Д.Б. Кравченко окружного офиса во Владивостоке федеральный проект «ЕР» «Локомотивы роста» обрел в регионе новое дыхание, произошла своего рода перезагрузка в его реализации. О продуктивных итогах этой многодневной поездки, которая была насыщена встречами с промышленниками, руководителями ведущих предприятий региона, в том числе АО «Восточная верфь», ПАО «Дальприбор», ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», руководством научных институтов и вузов края — ДВФУ, МГУ им. адм. Невельского, ФГБУН «Тихоокеанский институт биоорганической химии» ДВО РАН, НПЦ марикультуры ТИНРО-Центра, — обо всём этом мы давали подробный отчет на официальном сайте Думы города Владивостока.

Открывая Дальневосточный окружной проектный офис «Локомотивов роста» в городе Владивостоке, федеральный координатор проекта, член Генерального совета партии «ЕР», депутат Госдумы Денис Борисович Кравченко отметил важность консолидации на единой региональной площадке представителей сферы индустрии и предпринимательства, законодателей, депутатов представительных органов местного самоуправления для координации инициатив по актуализации нормативно-правовой базы, реализации первоочередных социально-экономических задач, стоящих перед территориями. В своей деятельности проектный офис нацелен на активизацию взаимодействия с ведущими системообразующими корпорациями и предприятиями Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Внося вклад в реализацию поручений Президента РФ по повышению качества жизни людей, окружной офис «Локомотивов роста» видит своей основной задачей поддержку инициатив, направленных на промышленное развитие ДФО, внедрение механизмов модернизации индустрии, повышение производительности труда, наращивание объемов экспорта продукции, переход к импортозамещению и импортонезависимости. Одним из первых шагов по реализации в регионе данного партийного проекта стало формирование регионального Общественного совета проекта «Локомотивы роста» с участием представителей ведущих системообразующих предприятий региона, научного сообщества, депутатов Законодательного собрания края и Думы города Владивостока. В Дальневосточном федеральном округе базируются крупнейшие предприятия судостроения, судоремонта, вертолетостроения, оборонной промышленности, наращивается научно-технологический потенциал. В том числе, благодаря тому, что Владивосток является научным и индустриальным центром в Азиатско-Тихоокеанском регионе, российских промышленников воспринимают в мировом сообществе как стабильных, экономически успешных партнеров.

— Андрей Петрович, проект «Локомотивы роста» так или иначе затрагивает множество других масштабных федеральных проектов, реализуемых в Дальневосточном регионе.

— Необходимо отметить, прежде всего, основополагающую роль в развитии российского Дальнего Востока Президента РФ Владимира Владимировича Путина. Важная роль при реализации проектов принадлежит «Единой России», Секретарю Генерального совета партии, первому заместителю Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Андрею Анатольевичу Турчаку. И, несомненно, главная роль отводится заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрию Петровичу Трутневу.

Регион развивается через такие механизмы как ТОР ― к примеру, в Приморье действуют территории опережающего социально-экономического развития «Надеждинская», «Михайловский». Развивается проект Свободный порт Владивосток. Реализуются такие благоприятные социально-экономические программы как Дальневосточный гектар, ипотека под 2 процента. Над развитием дальневосточных программ работают Минвостокразвитие, Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала и другие институты развития.

Одним из основных направлений в развитии Дальнего Востока является строительство, реконструкция и развитие морской портовой инфраструктуры; восстановление и строительство аэропортов в регионе, создание Дальневосточной Авиакомпании; развитие железнодорожного и автомобильного сообщения, судостроения и судоремонта, морской инфраструктуры. Как итог все эти ведущие экономические направления являются предметом обсуждения и работы на ближайшее время Дальневосточного проектного офиса «Локомотивов роста». И, конечно, ищем поддержку наших инициатив в лице известных политических фигур, неравнодушных к Дальнему Востоку. К примеру, председатель Высшего совета «ЕР» Борис Вячеславович Грызлов ― наш земляк, родился во Владивостоке и сохранил в сердце привязанность к красотам нашего региона. Такое личностное участие других известных дальневосточников также могло бы способствовать продвижению интереса к региону на общероссийском уровне.

— Андрей Петрович, какие результаты, достигнутые в рамках реализации партпроекта «Локомотивы роста» в ДФО, можно считать особо показательными?

— Актуальность обсуждаемых координаторами «Локомотивов роста» и промышленниками региона вопросов обоснована, прежде всего, теми решениями, которые принимаются в органах местного самоуправления, законодательной и исполнительной властью региона. Решение наиболее важных вопросов, по согласованию с региональной властью, конечно, должно выноситься на уровень Правительства Российской Федерации.

Показательно, что вскоре после обсуждения вопроса о субсидировании заказчиков строительства краболовных судов, которое депутат Госдумы, федеральный координатор «Локомотивов роста» Денис Борисович Кравченко провел в июле текущего года на совещании во Владивостоке с участием судостроителей и координаторов проекта, вышло Постановление Правительства РФ № 1138 об утверждении правил субсидирования строительства краболовов на верфях ДФО, согласно которому планируется выделение с 1 января 2021 года соответствующих субсидий в размере 20% от стоимости заказа.

Один из представителей проекта, системно отстаивающий социально-экономические приоритеты на уровне регионального парламентаризма ― координатор «Локомотивов роста» в Приморском крае, депутат Законодательного Собрания Приморья Всеволод РОМАНОВ. В текущем году при активной поддержке краевых парламентариев, представляющих фракцию «ЕР», были приняты поправки к ряду краевых законодательных актов, позволившие существенно снизить налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты Приморского края, расширить возможности по использованию упрощенной системе налогообложения в таких сферах деятельности как общее и дополнительное образование, профессиональное обучение, услуги по дневному уходу за детьми, демонстрации кинофильмов. Для предпринимателей, задействованных в сфере гостиничного бизнеса, общепита, транспорта, туризма, физической активности и оздоровительных услуг удалось добиться снижения ставки на 2020 год на уровне 1-5%. В целом бюджетные ассигнования за счет средств федерального бюджета текущего года были увеличены на 129855,20 тыс. рублей. Все эти меры позволили оказать субъектам малого и среднего бизнеса поддержку, столь необходимую в условиях рецессии, вызванной пандемией.

К сожалению, пандемия затормозила реализацию в регионах ДФО ряда инициатив, запланированных координаторами «Локомотивов роста» ― в субъектах пришлось отменить крупные встречи с представителями индустрии, мероприятия с участием большого числа людей, свернуть активность в вузах, учебных заведениях в рамках программ по профориентации. Могу сказать по Приморью, что та же профориентация у нас развивалась до пандемии активно, затем темпы пришлось снизить. В Забайкалье коллеги сообщили, что до пандемии провели много встреч с представителями промышленности и предпринимателями, планировался круглый стол с координаторами «Локомотивов роста» ― его также пришлось отменить. Но все планы, уверен, нам еще удастся наверстать.

— Для стимулирования экономических точек роста в регионе также важно системно отстраивать взаимодействие с научным сообществом, институтами, высшими учебными заведениями, направленное на формирование инновационный среды. Андрей Петрович, какие здесь открываются возможности?

— Реализация федерального партпроекта «Локомотивы роста», продолжающаяся в регионе с 2018 года, позволила проявить потенциал города Владивостока, где сегодня сосредоточены значительные научные, образовательные ресурсы, открываются возможности для качественной подготовки кадрового резерва. В этой связи необходимо отметить, что проект «Локомотивы роста» поддерживает перспективные направления развития территорий, такие как развитие арктического региона. Как сообщил полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, при Госкомиссии по вопросам развития Арктики будет создан Научный арктический совет. К исследованию этого северного региона сегодня проявляют всё больший интерес ученые со всего мира, ведь Арктика содержит большие запасы неразработанных природных ресурсов, нефти, богатые водные биоресурсы. Одна из целей российских проектов по развитию Арктики, арктического судоходства — увеличить объем грузоперевозок по Северному морскому пути. В этом направлении столице ДФО есть что предложить.

В частности, проведенные во Владивостоке в 2019 году под председательством федерального координатора проекта Д.Б. Кравченко совещания по реализации нацпроекта «Цифровая экономика» и федеральной программы по освоению Арктики, ставшие частью программы V Восточного экономического форума, определили перспективы взаимодействия с вузами. Сегодня, в ходе реализации поручений Д.Б. Кравченко, сделаны конкретные шаги по поддержке проекта, нацеленного на подготовку кадров для развития Арктического судоходства на базе Морского государственного университета им. адмирала Невельского в рамках госпрограммы социально-экономического развития Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации. С представителями Агентства по развитию человеческого капитала прошло обсуждение перспектив создания на базе МГУ им. Невельского научно-образовательного комплекса.

Мы видим, что на федеральном уровне уделяют особое внимание поддержке инициатив по развитию Арктики. Об этом, в том числе, свидетельствует Благодарность заместителя Председателя ― полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, которой был удостоен федеральный координатор «Локомотивов роста» Денис Кравченко за вклад в создание системы преференций для инвесторов в Арктической зоне РФ.

Другими ключевыми направлениями проекта «Локомотивы роста» в регионе являются реализация приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», объединение в рамках проекта «Локомотивы роста» усилий ведущих предприятий Приморского края, таких как Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», «Восточная верфь», завод «Дальприбор» для обсуждения нормотворческих инициатив, направленных на развитие индустрии региона, реализация мер господдержки промышленности в условиях пандемии, содействие конкурентоспособным проектам региона в рамках мероприятий по реализации нацпроектов «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт», содействие территориям опережающего развития, взаимодействие с экспертным научным сообществом в рамках реализации изобретений специалистов ДВО РАН.

— В числе успехов и достижений дальневосточных ученых можно назвать наработки таких подразделений ДВО РАН как Тихоокеанский институт биоорганической химии, Институт автоматики, Институт изучения проблем моря и др. Андрей Петрович, какие на Ваш взгляд научные проекты могут быть интересны для «локомотивов» дальневосточной индустрии?

— В рамках реализации проекта «Локомотивы роста» готовим рассмотрение предложений по нормативной̆ поддержке научно-исследовательской деятельности в ДФО. Целый ряд интересных наработок может предложить ТИБОХ — Тихоокеанский институт биоорганической химии ДВО РАН. При институте налажено собственное опытно-экспериментальное производство, включающее отработку технологии изготовления биопрепаратов из морского, наземного, микробиологического сырья. Производственные установки ТИБОХ оснащены реакторами, экстракторами, испарителями, аппаратами для ультрафильтрации, капсулирования и таблетирования, которые позволяют наладить серийный выпуск инновационных пищевых продуктов, высокоэффективных отечественных препаратов на натуральном сырье для поддержания здоровья и долголетия.

Успешно развивается сегодня Инновационный научно-производственный центр марикультуры, расположенный на экологичной островной территории Владивостокского городского округа — о. Попова. Это подразделение ТИНРО-Центра, являющегося Тихоокеанским филиалом Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, представляет собой действующую площадку по выработке новых компетенций и технологий. НПЦ марикультуры способен выращивать 10 млн экземпляров молоди трепанга и посадочный материал ламинарии на 100 га. Для промышленников центр марикультуры может быть интересен, к примеру, тем, что имеет перспективы развития по выращиванию приморского гребешка, тихоокеанской устрицы. Центр готов развивать технологию ускорения процессов созревания моллюсков, получения кормовых концентратов микроводорослей для моллюсков, комбикормов для трепанга.

Непосредственно ТИНРО-Центр осуществляет координацию рыбохозяйственных научных исследований на Дальнем Востоке, реализует единую стратегию рыбохозяйственной науки в тихоокеанском бассейне, ответственен за проведение морских исследований, выполняемых на 9 специализированных научно-исследовательских судах, оснащенных современным научным оборудованием. ТИНРО-Центр имеет современное научное оборудование, биостанции, экспериментальные производства. Пищевые продукты и биопрепараты, выпускаемые ТИНРО на основе наукоемких технологий, с успехом реализуются на Дальнем Востоке и за его пределами.

— Виктор Анатольевич, что касается непосредственно Владивостока, какие социально-экономические направления удается развивать при содействии проекта «Локомотивы роста» в административном центре Приморья и Дальневосточного округа?

— С начала 2020 года в ходе реализации проекта «Локомотивы роста» был осуществлен целый ряд востребованных инициатив в сфере социальной и экономической жизни столицы региона. Прежде всего, хотелось бы отметить, что меры поддержки регионов в условиях пандемии и последовавшей рецессии являются одним из приоритетов партийного проекта «Локомотивы роста». Выражаю благодарность промышленникам и предпринимателям региона, представителям местного бизнеса, поддержавшим инициативы партии «Единая Россия», партийного проекта «Локомотивы роста» по оказанию социальной помощи жителям в условиях пандемии. Благодаря социальной ответственности представителей сети общественного питания, представителей партпроекта, руководства Административно-территориального управления Первомайского района Владивостока мы поддержали тех, кто оказался на передовой борьбы с коронавирусом — врачей и медперсонал «скорой помощи». Горячее питание доставлялось медицинским работникам двух подстанций скорой медицинской помощи во Владивостоке.

Мы уже говорили в ходе беседы, что одним из существенных вызовов современности для промышленников и предпринимателей стала пандемия коронавируса, ее социальные и экономические последствия, говорили о предпринятых мерах господдержки, их реализации в регионах. Но, как видим, проблемы на этом не заканчиваются. В связи с этим планируется предпринять дополнительные меры, чтобы противостоять угрозе возможного распространения пандемии, стабилизировать ситуацию в регионе. При содействии координаторов «Локомотивов роста» в ДФО, при поддержке координатора проекта в Приморском крае Всеволода Романова готовится решение о том, что на крупных предприятиях города Владивостока медики проведут вакцинацию от гриппа, от возбудителей инфекции, вызывающих пневмонию.

— Активисты проекта включились и в проведение конкурсов профмастерства по методике WorldSkills?

— Причем удалось привлечь крупнейшие дальневосточные предприятия, такие как группа компаний «Востокцемент». Программа профориентации включала конкурсы стартапов среди учащихся старших классов общеобразовательных школ и колледжей. Инициативы, направленные на развитие профессионального мастерства ― это наш задел на будущее, вклад в дальнейшее процветание дальневосточной столицы и всего региона.

Кстати, такие же инициативы осуществляют наши коллеги в других субъектах ДФО, к примеру, в Бурятии: в начале года координаторы проекта совместно со сторонниками «ЕР» организовали там экскурсию по авиационному заводу для студентов из многодетных семей Байкальского многопрофильного колледжа. Такие мероприятия было решено проводить регулярно в рамках реализации профориентационной программы. В ходе экскурсии студенты осмотрели новейшее высокопроизводительное оборудование для изготовления деталей вертолетов, завод агрегатной сборки, другие производственные подразделения, ознакомились с производственным процессом, узнали о востребованных специальностях, корпоративных традициях предприятия. Показательно, что генеральный директор Улан-Удэнского авиационного завода Леонид Белых является председателем Общественного совета партпроекта «Локомотивы роста» в Бурятии.

— Андрей Петрович, расскажите, пожалуйста, как активизируется реализация проекта в других регионах Дальнего Востока ― на Камчатке, в Амурской области и Хабаровском крае?

— В Камчатском крае «Локомотивы роста» способствуют реализации стратегического национального приоритета «Экономический рост», включая формирование транспортной и логистической инфраструктуры, рыбохозяйственного комплекса и туризма. Партийцы участвуют в обсуждениях проектов нормативных правовых актов, выдвигают свои предложения, контролируют полноту учета мнения земляков при реализации национальных проектов. «Локомотивы роста» позволили наладить постоянное взаимодействие с объединениями предприятий малого и среднего бизнеса Камчатки, проведение совместных конференций, круглых столов, что дало возможность наладить оценку эффективности мер поддержки экономики полуострова.

В Хабаровском крае реализация партпроектов способствует стабилизации ситуации, связанной со сменой региональной власти. Сейчас партийцы сосредоточились, в частности, на создании на базе ВУЗа научной экспериментальной лаборатории по беспилотным летательным аппаратам для проведения экологического мониторинга, работают над созданием молодежного творческого клуба по авиамоделизму, судомоделизму, ракетостроению. «Локомотивы роста» позволяют также вести мониторинг социальной обстановки на производственных предприятиях Хабаровска, результатом стало, в частности, возобновление работы по созданию учебного класса по обучению цифровой грамотности пожилых людей.

В Амурской области координатором партпроекта «Локомотивы роста» является депутат областного Заксобрания Виктор Радченко. Под его руководством партийцы сосредоточились на проектах в сфере образования и науки: поддержали запуск кванториумов в Благовещенске и Свободном, готовят открытие передвижных технопарков в сельских поселениях. Также в Приамурье при поддержке «Локомотивов роста» развивают проект по подготовке мастеров для обслуживания магистральных трубопроводов ― новую специальность ввели по просьбе ПАО «Транснефть», компания профинансировала создание единственного на Дальнем Востоке учебного полигона линейных трубопроводчиков.

— Расскажите, пожалуйста, еще об одной немаловажной стороне деятельности окружного проектного офиса во Владивостоке — это поддержка общественных инициатив.

— Такие инициативы способствуют сохранению традиционных для России социокультурных ценностей. Координаторы проекта п

ринимали участие в программе мероприятий, приуроченных к 75-летию Великой Победы, внесли вклад в сохранение исторической памяти о подвиге героев-дальневосточников.

 

— В графике координатора «Локомотивов роста» в Дальневосточном федеральном округе — постоянные встречи с руководством дальневосточных предприятий оборонно-промышленного комплекса — заводов «Дальприбор», «Варяг», «Прогресс», «Востокцемент», предприятий судостроительной, судоремонтной отраслей — «Восточная верфь», «Дальзавод» и др. Андрей Петрович, какие инициативы уже удалось проработать на площадке действующего с августа Дальневосточного проектного офиса и что основное намечено на будущий год?

— В открывшемся окружном офисе «Локомотивов роста» состоялось совещание с участием представителей Правительства Приморья, Законодательного собрания края, Общественного совета Думы города Владивостока, руководителей предприятий и организаций, входящих в состав регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей. Обсуждались актуальные вопросы поддержки индустрии и бизнеса, содействия развитию территорий региона.

Дальневосточный федеральный округ включает одиннадцать субъектов Дальнего Востока и Восточной Сибири — Амурскую, Магаданскую, Сахалинскую области, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ, Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Республику Бурятия, Саха (Акутия). Одна из первейших задач ― наладить взаимодействие с субъектами округа, с этой целью актуализируем базу данных координаторов «Локомотивов роста» в ДФО. Эффективному обмену опытом по реализации проекта, уверен, будет способствовать создание группы координаторов-дальневосточников в мессенджерах.

Привлекаем молодежь региона: перспективы поддержки молодежным движением инициатив проекта «Локомотивы роста» в ДФО обсуждались на встрече, прошедшей во Владивостоке с участием дальневосточных координаторов партпроектов, депутатов Думы города Владивостока, Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, общественных организаций.

Одной из основных инициатив в деятельности окружного проектного офиса «Локомотивов роста» в будущем году станет оказание поддержки передовым отраслям, градообразующим, системообразующим предприятиям в разрезе совершенствования нормативно-правовой базы. Рабочая группа в составе координаторов «Локомотивов роста», законодателей, промышленников и предпринимателей планирует рассмотреть возможности выработки предложений по актуализации законодательства о развитии промышленности и предпринимательства в регионе, в частности, Закона Приморского края от 23 декабря 2019 г. N 665-КЗ «О внесении изменения в статью 6 Закона Приморского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае».

Также в планах на второе полугодие текущего года и первую половину 2021-го — формирование консолидированной, эффективной команды координаторов-дальневосточников. Ждем от коллег по проекту в субъектах Дальневосточного федерального округа проявления инициативы, нацеленности на развитие территорий, на улучшение уровня и качества жизни регионов за счет поддержки предприятий, являющихся «локомотивами роста» на своих территориях. Объединение усилий поможет осуществить нам еще один совместный проект ― формирование Единой промышленной карты по регионам, субъектам округа. Полагаем, что достичь необходимой консолидации в таком масштабном федеральном округе как Дальневосточный нам поможет встреча всех координаторов-дальневосточников. Провести такую встречу планируем во Владивостоке в марте 2021 года.

Убежден, совместной работой мы сможем добиться благополучия, процветания региона, сделать Дальневосточный федеральный округ российским индустриальным и научным форпостом в АТР.